Как правильно подготовить стартап?
Ежедневно по всему миру рождаются сотни блестящих стартапов. У них могут быть разные цели, но в конечном счете они призваны облегчать жизнь людей в том или ином смысле.
В среднем из 100 стартапов только 10 доходит до первых раундов получения инвестиций. И только 3 компании из 10 живут более трех лет в дальнейшем.
В этой статье я собрал факторы, которые влияют на успех в реализации проекта. Они сформировались и прошли проверку на практике за 3 года тесного сотрудничества со стартапами, которые преодолели свой путь от Seed к C-round.
Егор
Business manager
Что необходимо tech стартапу на ранней стадии для успеха?
1
Хорошая и проверенная идея
2
Исследования рынка
3
Бизнес-план
4
Качественный продукт
5
Маркетинг
6
Инвестиции и ресурсы
Хорошая и проверенная идея
Если у вас есть хорошая идея для стартапа, вы – либо хороший предприниматель, глубоко чувствующий потребности рынка, либо специалист отрасли, либо человек, который испытывает неудобства в каком-то конкретном аспекте жизни.
Во всех случаях хорошая идея для стартапа — это решение, которое снимает боль или облегчает жизнь людей с помощью какого-то продукта, услуги или знания.
У вас уже начали появляться сотни крутых идей в голове? Придется притормозить.
Прежде чем признать вашу идею как хорошую, необходимо сделать несколько check-ins
Ваша идея – это действительно огромная боль, требующая решения? Или она тянет на обычное раздражение, но вы не готовы заплатить 5 долларов, чтобы избавиться от него?
Ваша идея полностью решает проблему и не порождает новых?
Кто-нибудь на рынке уже реализовал подобное решение? (Если да - не волнуйтесь, об этом поговорим дальше)
Чтобы идея считалась хорошей, она должна соответствовать следующим утверждениям
1
Полностью решает конкретную задачу
2
Проблема, которую она решает, огромна и действительно требует решения
3
Вы решаете ее уникальным способом (или, по крайней мере, рабочим)
Исследования рынка
Оценили свою идею? Давайте проверим, соответствует ли она текущему рынку (готов ли рынок к ней?)
На этом этапе я бы посоветовал обратиться к специалисту для проведения надлежащего анализа рынка и конкурентов. Однако можно справиться и собственными силами. Что потребуется сделать?
Порядок проведения исследования
1
Определите свою целевую аудиторию
Вы также можете обратиться к нам за более подробным объяснением или поддержкой по этой теме: вот тут можно узнать, как мы это делаем
2
Сформируйте тестовую группу
Хотя бы из ваших родственников, друзей или коллег. Достаточно найти человек 10, но чем больше, тем лучше.
3
Проведите серию «интервью» с этой группой. Распросите, какие у них есть сложности и трудности, связанные с "вашей" проблемой.
Как долго вы страдаете от этой проблемы/почему не можете справиться с ней самостоятельно/будет ли ваша жизнь стать лучше после решения этой проблемы и т.д.
Старайтесь избегать во время интервью
1
Давать слишком много вариантов в вопросах (оптимально – не более двух).
2
Использовать технические термины или объяснения, которые усложняют ситуацию (говорите на языке, понятный каждому).
3
Задавать неправильные вопросы. Вам нужно досканально продумать вопросы. Именно они лягут в основу будущей дорожной карты продукта.
Можете сделать прототип с помощью бесплатных сервисов (например, Bubble.io, Webflow или Adalo) и провести несколько итераций интервью, чтобы отточить идею.
Резюмирую: лучший сценарий, на мой взгляд, — это воспользоваться услугами специалистов. Но самостоятельное исследование рынка – тоже неплохой вариант, если вы не хотите тратить деньги на раннем этапе. Просто имейте в виду, что вам потребуется много сил и времени, чтобы достойно сделать работу.
Егор
Business manager
Бизнес-план
После того, как вы убедитесь, что ваша идея ценна и соответствует целевому рынку, составьте бизнес-план, или, другими словами, дорожную карту. Это необходимо, чтобы визуализировать свои следующие шаги, как для себя, так и для инвесторов.
Хороший бизнес-план должен отражать следующее
Идея вашего продукта.
Проблема, которую он решает.
Как это решает проблему (механизм).
Ваши конкурентные преимущества.
Маркетинговый план.
План продаж и расчет маржи.
План масштабирования на 6, 12, 24 и более месяцев.
И учтите, чем больше аспектов вы продумаете изначально, тем меньше затрат понесете в дальнейшем.
Подсказки для составления бизнес-плана
1
Будьте кратки.
Ваш бизнес-план должен быть лаконичным. Это требование обусловлено двумя причинами:
— Ваш бизнес-план должен быть таким, чтобы у человека возникло желание прочитать его целиком. Кому хочется тратить время на документ, состоящий из 40 (а иногда и всех 100) страниц?
— Как инструмент для роста и развития бизнеса, бизнес-план должен меняться вместе с вашей компанией. С длинным документом труднее работать, а это значит, что слишком длинный бизнес-план с большей вероятностью покроется пылью на полке.
2
Изучите примеры.
Перед написанием бизнес-плана лучше изучить примеры других компаний вашей отрасли (кафе, салон красоты, автомойка, интернет-магазин). Вы получите представление, как это должно выглядеть, как сделать правильные расчеты, что включить в бизнес-план, особенности отрасли и т.д. Вся информация есть в интернете.
3
Не бойтесь.
Большинство предпринимателей не являются бизнес-экспертами. У них нет специального образования, и они вынуждены учиться на ходу. Составление бизнес-плана может показаться сложной задачей, но это не так. Если вы знаете и любите то, чем хотите заниматься, вам не составит труда написать хороший документ и корректировать его по мере развития вашего проекта.
При этом вовсе не обязательно сразу создавать полноценный, подробный бизнес-план, структура которого описана в этой статье. Лучше начать с простого одностраничного документа и построить на его основе более подробный документ.
Качественный продукт
На эту тему я, наверное, могу говорить часами. Но сейчас позвольте мне остановиться только на основных аспектах, которым следует уделить внимание на этом этапе.
Егор
Business manager
После того, как вы ясно увидите, что ваша идея может быть востребована и соответствует текущему рынку, переходите к фактической разработке.
Следующее бы выделил как необходимость - в настоящее время для создания качественного продукта вам обязательно нужно найти специализированного провайдера.
Чисто самодельные стартапы с командой из одного человека всегда будут, и будут случаи успеха, но не становитесь жертвой ошибки выжившего, на нынешнем рынке шансы на успешную конкуренцию довольно малы, если вы не действительно опытный специалист как в бизнесе, так и в разработке программного обеспечения.
Так как же определить хорошего провайдера в море «компаний-разработчиков №1» и согласных на любой проект компаний?

На что обратить внимание при выборе разработчиков?
1
Предыдущие работы.
Если они никогда не делала проектов в вашей отрасли, скорее всего, будут действовать следующим образом: «давайте попробуем начать и разберемся по ходу». Они не знают, с какими подводными камнями столкнутся, и это просто приведет к увеличению времени разработки и бюджета.
2
Поговорите с реальными людьми, которые будут работать с вашим проектом.
Очень важно мысленно и концептуально быть с командой на одной волне, так как каждое отдельное задание может быть интерпретировано по-разному.
Для примера: в небольшом трехмесячном проекте может быть минимум ~300 задач, умножьте это количество на 10-15 минут объяснения (p.s. это 50-75 часов). А теперь подумайте, сколько вашего собственного времени и времени разработчиков (которое вы оплачиваете) может быть потрачено впустую.
3
Убедитесь, что проект интересен провайдеру.
В основном вы это чувствуете во время первых 1-2 звонков с представителем компании. Посмотрите, сколько узконаправленных (в вашей индустрии) вопросов они задают. Сколько подводных камней, с которыми вы можете столкнуться/уже столкнулись они предвидят и задают вопросы о них. Расспросите о деталях, как они будут выяснять каверзные моменты, как планируют разрешать те или иные сложные/спорные ситуации.
P.S. Если у вас есть какой-либо проект в сфере FoodTech или e-commerce, мы будем рады взглянуть на него!
Мы любим стартапы и готовы провести вас из точки А (даже на самых ранних стадиях) в точку Б (fundraising/постоянная поддержка).
Здесь вы можете посмотреть примеры того, чего вы можете достичь с нами: foodtech.family

Егор
Business manager
Маркетинг
Я скажу очевидную вещь, но просто сделать хороший продукт – недостаточно.
В настоящее время существует масса инструментов для последующего продвижения продукта. Однако я часто сталкивался с ситуацией, в которой мои клиенты придерживались такого плана: сначала мы делаем приложение, потом собираем деньги, а уже потом начинаем думать о маркетинге.
Однако хорошая стратегия заключается в том, чтобы заранее подготовить маркетинговый план (лучше всего на этапе бизнес-плана), он должен включать как минимум:
1
Выбор медиа пространства — зависит от того, где ваша целевая аудитория проводит большую часть времени (например, мы ищем свою в Тик-Токе).
2
Контент-стратегия - подумайте: кто будет создавать для вас контент, где вы его будете размещать, будет ли маркетинговый бюджет, о чем ваша история и о чем вы хотите рассказать - команда/продукт/цели/миссия/так далее.
3
PR-стратегия — снова можете обратиться за деталями к media.family
Чем раньше начнется маркетинговая подготовка – тем лучше. Минимальное жизнеспособное время для запуска обычно составляет 1 месяц до релиза.
В результате вы будете точно знать, как, когда и кому продвигать свой продукт.
Инвестиции и ресурсы
Самая интересная и важная часть на мой взгляд.
Выше я изложил план действий которым часто руководствуются мои клиенты: сначала создаете продукт, затем собераете средства, а затем занимаетесь маркетингом. Это неправильно или, по крайней мере, частично правильно.
Fundraising – интересная тема, так как она индивидуальна для каждого человека. Кто-то делает MVP собственным капиталом, а кому-то нужно дополнительное финансирование даже на прототип. Оба варианта хороши, я просто хочу дать пару советов, которые могут сэкономить ваше время и деньги практически в любом случае.
Хорошая подготовка обязательна
Чем больше и лучше вы знаете рынок, на котором планируете работать, свою целевую аудиторию, своих конкурентов, свою краткосрочную/долгосрочную стратегию продаж и маркетинга, соотношение доходов и расходов (маржу), тем больше у вас шансов перед инвесторами чтобы заинтересовать их.
В качестве примера можете изучить следующие стартапы: Stytch (привлек 90 млн долларов в 2021 году), Nylas (привлек 120 млн долларов в 2021 году) или Front (привлек 59 млн долларов в 2021 году).
Показывайте преимущества
Выделяйте, как инвесторы выиграют от вашего проекта. Это может показаться грубым, но они видят в вас потенциальный актив — и это совершенно нормально. Вы должны быть реалистами и иногда даже начинать с менее выгодных для вас условий (но, пожалуйста, не переусердствуйте, всегда помните о своей ценности).
Просто будьте рациональны и постарайтесь спланировать беспроигрышные условия для обеих сторон на основе вашей стадии.
Другими словами
1
Если у вас еще нет продукта, и вы можете предложить только идею — покажите результаты тестирования, свой бизнес-план, дизайн, user flow, партнеров, которых вы уже нашли, партнеров, которые хотят с вами работать, продемонстрируйте знания отрасли, объясните механизм почему это должно работать и т.д.
Вы можете структурировать свое предложение с помощью ряда итераций, таких как: Сначала показать MVP, релиз, v.2, привлечение партнеров и т. д.
Лучшее, что вы можете показать своим инвесторам, — это Спецификация программного обеспечения. Этот документ является обязательным первым этапом, который вы должны выполнить до начала разработки, и я настоятельно рекомендую привлечь для этого специализированную команду разработчиков.

2
У вас уже есть продукт, который вы хотели бы представить. Лучшее, что вы можете сделать для подготовки, — это сначала получить traction. Люди любят цифры и проверенные результаты, подчеркивайте то, чего вы уже достигли, а не то, чего хотите достичь. Реально рассчитайте сколько стоит ваш бизнес, основываясь на своем опыте и планах на ближайшее и не очень ближайшее будущее.
Хорошие примеры: Softr (привлек $13,5 млн в 2022 г.) и Ledgy (привлек $10 млн в 2021 г.).
Хорошая презентация
На самом деле очень недооцененный аспект. Никто не хочет смотреть на скучные слайды с кучей текста и слушать скучную информацию об «очередном революционном продукте». Будьте изобретательны, сделайте скетч о своем продукте (но, не кринжевый), будьте реальными, честными и открытыми.
Очень важно - дать попробовать (протестировать) продукт. Чтобы инвестор смог прочувствовать ценность идеи, а не просто услышать о ней.
Пример: The Plate (привлекла 1,3 млн долларов в 2021 году) и Perfeggt (привлекла 1,1 млн долларов в 2022 году).
Надеюсь, это поможет структурировать свой план и создать новый эффективный бизнес. А мы будем рады поддержать вас в этом и поучаствовать в улучшении рынка!
Егор
Business manager