Зачем аутсорсерам свои продукты?
Или как научить разработчиков бережнее относиться к бюджету
Время прочтения — 9 минут
Содержание
Никакого кликбейта, просто мои мысли о том, как разработка своего продукта помогает нам аутсорсить наших клиентов лучше. Нет, вы не подумайте, что мы делаем им плохо/некачественно, или что они плохие. Просто практика показала, как с помощью своих продуктов мы научились лучше понимать клиентов, побывали в их шкуре. И теперь можем добиться большего вин-вин.
История о том, как мы придумали Приложение
Почему просто Приложение? Потому что его придумали, а названия ещё нет.
Как происходит разработка для стороннего клиента?
Он приходит со своим видением, обычно это что-то устное, на словах или на двух листах А4 (да, сорян, мы пока не работаем с крупным энтерпрайзом).
Первым делом мы рисуем прототипы, пишем спецификацию по этим хотелкам. Одним словом, приводим мысли клиента в какой-то структурированный вид, чтобы обе стороны понимали, что конкретно будем разрабатывать, и чтобы это поддавалось какой-то оценке в деньгах и днях. Следующий этап, соответственно, разработка.
Какие факапы могут случиться во время разработки при таком подходе:
1
Например, инвесторы «насыпали» кучу денег, чтобы вы создали свое приложение. Казалось бы, все обречено на успех, но нет. Изначально придуманный продукт может оказаться таким огромным, что его будут разрабатывать почти год. После этого появится еще куча идей, без которых «100% продукт не взлетит». Потом случится какая-то шляпа на рынке (в последние пару лет их было столько, что выбирайте сами). Далее поиски каких то новых киллер-фичей, которые нужно разработать, чтобы стать убийцей рынка, и вновь разработка. В итоге вы несколько лет в стадии «перспективных, но незарелизенных приложений» и просто тратите инвесторские деньги без понимания, как ваше детище встретит рынок.
2
Вы с друзьями специалисты в какой-то узкой сфере, хорошо знаете рынок. Скидываетесь и решаете запустить новый сервис, но количество денег у вас ограничено. В то же время продукт рабочий, понятно, кому его продавать, — вроде всё ОК. И тут среди вашей группы появляется «профессионал», который все знает: как лучше дизайн нарисовать, какой должен быть пользовательский путь, одним словом: «Дайте мне доступ, я сам все сделаю». Каков итог? Неконкурентный продукт, созданный для одного человека, который, наверное, остался собой горд.
Надо отметить, что и в первом, и во втором случае у аутсорс-разработчиков мало способов повлиять на исход событий. Именно поэтому можно вспомнить немало похожих историй. Конечно, равно как и тех, где клиенты — умницы, лапочки, зайчики. У которых прошло все хорошо и успешно.
Как мы создаем продукт для себя?
Вот решили мы сделать Приложение:
1
Собрали рабочую группу: менеджеры, дизайнеры, разработчики. Все они знакомы с доменом (что очень круто). Выбрали Figjam в качестве доски, чтобы собирать и шарить все идеи.
2
Первым этапом накидали всевозможных фичей, которые можно впихнуть в это Приложение. После чего структурировали весь массив идей на большие эпики, а все фичи сгруппировали по эпикам. Теперь у нас появились большие блоки Приложения и описанный функционал в каждом из них. Поработали над приоритезацией: сперва прошлись по эпикам, а затем внутри каждого эпика — по фичам.
3
Собрали потенциальную аудиторию, кому это будет интересно — всех записали.
4
Изучили конкурентов, выяснили, кто на какой рынок работает, прошлись по функционалу и отличиям.
Кстати, совсем необязательно быть первым на рынке с киллер-идей. Уйма известных стартапов запускались вторыми, третьими, десятыми и завоевывали рынок. Поэтому, если конкурент похож на вас один в один, — не опускайте руки, найдется уйма способов его победить. Вы же бизнесом пришли заниматься — нужно быть победителем, завоевателем! Можете агрессивный маркетинг попробовать, внедрить какое-то УТП, «поиграться» с дизайном, ну или хотя бы сделать приложение удобным для пользователя. Например, появился Uber Eats, а потом пришли Glovo, Bolt и другие. Все они неплохо сосуществуют вместе.
5
Собрали список дел, которые необходимо сделать, чтобы запустить продукт: придумать название, айдентику, создать лендинг, сам продукт, рекламные кампании настроить, разработать тарифы, продумать, как будем принимать платежи.
Круто же? Можно уже идти рисовать дизайн, делать разработку и зарабатывать деньги: видение продукта есть, кто им будет пользоваться, — тоже понятно. Идея огонь, ну нам так кажется.
Но: Заведомо считайте, что вы не знаете свою аудиторию. Пусть вас хоть 10 человек в рабочей группе, вы все можете ошибаться.
6
Поэтому следующим этапом проводим кастдев — изучение аудитории. Нам повезло, что среди наших клиентов много потенциальных пользователей приложения.
Вопросы для интервью составляем, основываясь на наших идеях, конкурентах, гипотезах от «кажется это нужно точно всем» и «нафиг это никому не нужно». Должны быть самые разнообразные и неудобные вопросы. Не старайтесь их так формулировать, чтобы услышать, что вы молодец и ваша идея рабочая. Группируйте их по смысловым блокам.
Мы пошли по нашим клиентам, знакомым и просто заведениям, в которые часто ходим и где у нас хорошие отношения с владельцами. Да-да, тайна, что за приложение мы разрабатываем, наконец, начинает выходить из мрака. Оно касается общепита, сетевых заведений и магазинов.
Важно иметь разные портреты. Мы опрашивали владельцев и одного фудтрака и целой сети доставки, где >1000 сотрудников, и ламповые заведения, и люксовые. Важно охватить как можно больше разносторонних ребят. За 2 дня мы взяли У 12 интервью, каждое из которых длилось максимум 30 минут. То есть вышло не трудозатано, что очень важно. Кастдевили, кстати, все: от менеджера до дизайнера.
У нас была такая большая выборка для кастдева, что мы уже составили список потенциальной аудитории, на ком будем обкатывать продукт. Благо мы работаем в фудтехе и у нас много подходящих кандидатур)) Так что первыми юзерами нашего Приложения, возможно, станут наши же клиенты, с которыми классные отношения.
7
Результаты оказались «неудобными». Кто-то пришел в апатию, что наше приложение никому не нужно, а платно тем более (в тетрадке все и так хорошо работает). Кто-то вернулся с новыми классными идеями, кто–то — с готовностью прямо завтра уже пользоваться нашим продуктом, но не готов столько платить. А кому-то все зашло, некоторые даже помощь предложили.
8
Следующим шагом мы отмодерировали эпики и фичи. Заново все приоритизировали и определи точку 1.0, с которой пойдем к клиентам. Тут важно соблюсти грань и не сделать сырой продукт, где будет мало фичей, поэтому никто не увидит достаточной ценности. И в то же время – не придумать бегемота, который придется разрабатывать год. Мы расставили приоритеты по собственным ощущениям. Но есть методики, которые позволяют оценивать каждую фичу по разными критериям, например, по сложности, важности, прибыли, охвату. А потом на основе формул вы можете выяснить наиболее важные фичи.
9
Оставшиеся идеи не удалили, а положили в бэклог, чтобы не забыть.
Окей, есть скоуп работ. Зафиксировали. Уже же можно в разработку?
Дальше мы взяли Lean Canvas и заполнили всю эту табличку. Уже на основе кастдева, мнения клиентов, видения продукта.
На первый взгляд этот этап может показаться лишним (пф! табличка ради таблички, все же и так понятно уже). Но когда появились неудобные вопросы, на которые было неудобно отвечать, у нас родились новые идеи.
Теперь мы отчетливее представляем, что должно получится в итоге, и кто этим будет пользоваться, а нам — как работать с возражениями. Но самое главное — этот процесс круто влияет на мышление при разработке и проектировании. Например, теперь гораздо легче сделать лендинг, т.к понятно, на что сделать упор, чтобы зацепить клиента.
На момент написания статьи мы тут
Мы пошли рисовать лендинг и дизайн приложения. Затем сделаем верстку, пока без бэкенда. Просто потому, что сейчас нет свободных бэков, а мы экономим наши деньги и не можем нанять со стороны.
По-хорошему уже можно было сделать рабочее приложение. А так следующим этапом мы пойдем к аудитории, которую кастдевили, захватим новенькую и покажем наш лендинг, приложение на телефоне (просто верстку, но с рабочим интерфейсом), чтобы узнать их мнение.
Соберем обратную связь и итеративно будем двигаться вперед. Возможно, что-то еще скорректируем: удалим, поменяем, добавим. Ну а после — уже разработка.
Получается что-то вроде сериала. Поэтому, чтобы увидеть следующую серию, поставьте лайк этой!