Назад в блог
СМИ

НЕвредные советы общепиту, чтобы жить долго и счастливо

9 минут
Preview
Содержание

Помните рекламу Sprite «Имидж ничто, жажда все»? Мне кажется, несмотря на пандемию, мы дожили до того момента, когда имидж стал-таки ключевым в жизни бренда. Сколько было нашумевших историй, после которых у крупных компаний происходил отток клиентов и акции падали в цене? Свежа в памяти ситуация с Reebok и рекламной кампанией «Пересядь с иглы мужского одобрения». А Balenciaga, которую обвинили в педофилии из-за детей с игрушками, одетыми в BDSM костюмы. Таких историй было и будет немало. А значит, брендам, вне зависимости от их сферы деятельности реально пришло время вкладывать силы и средства в свой имидж.

case image

В этой статье я хочу рассказать, как можно укрепить свои позиции на рынке заведениям общепита. Ведь имидж для них равносилен не просто тому, сколько клиентов к ним придет, а сколько вернется во второй, третий и четвертый раз. Сколько из них станут адвокатами бренда и будут выбирать именно эти заведения, а не их конкурентов.

Конечно, можно сразу начать критиковать и говорить, что у маленьких домашних/бутиковых ресторанов нет средств или потребностей в том, чтобы завоевывать любовь сотен посетителей. Да, сетевому бизнесу это сделать проще (с финансовой точки зрения). Но ведь совсем не обязательно внедрять все и сразу. Я хочу, чтобы вы просто задумались о том, как можно повлиять на свое будущее уже сейчас. Из каких кирпичей стоит строить фундамент сегодня, чтобы когда-то и вы превратились в империю. Чтобы в случае очередной пандемии, катаклизма или любой другой напасти именно вас хотели поддержать клиенты.

Все, что будет рассказано дальше – отличная почва для размышлений (а для кого-то прямое руководство к действиям), если у вас в планах есть масштабирование, выход на новые рынки, а не просто цель «выжить здесь и сейчас».

ООН и ресторанный бизнес. Да, это возможно

Начнем издалека. У ООН сформированы цели устойчивого развития. Это набор из 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН. Это своеобразный план достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех, который был продуман на период до 2030 года. Его создали, чтобы люди могли обеспечить лучшее и достойное будущее себе и всей планете.

case image

Почему это важно? Компании, которые придерживаются каких-либо из этих 17 целей, высоко ценятся в обществе и могут попасть в список 500 food tech (это как 500 fortune). Такие компании вызывают высокий резонанс, становятся интересными объектами для инвесторов и вообще поддерживают парадигму инновационного вклада в будущее.

И если все это вам кажется пафосными словами, то вероятнее всего сейчас вы просто догоняете своих конкурентов, без каких-либо планов обогнать их в будущем. Конечно, я не настаиваю на реализации этих идей прямо сейчас, но предлагаю задуматься. Они органично сочетаются с целью масштабирования и выхода на новые рынки.

По мне, самая интересная для общепита цель – номер 12 «Ответственное потребление и производство».

Подойти к ее реализации можно с разных сторон. Например, укомплектовать кухню энергоэффективным оборудованием. А можно сосредоточиться на выборе продуктов и поставщиков.

  1. Выбирать товары, меньше всего вредят окружающей среде.
  2. Использовать такую посуду для приготовления или упаковки пищи, которая нанесет меньше всего вреда здоровью.
  3. Отдавать предпочтения продуктам, производство которых требует меньше всего затрат сырья, энергии и т. д.
  4. Выбирать товары, срок годности которых дольше всего, чтобы сократить количество выбрасываемых продуктов.
case image

Таким образом вы не просто покажете свой серьезный настрой, а еще привлечете неравнодушную аудиторию и создадите спрос на более «зеленые» альтернативы в разных отраслях. Это приведет к тому, что потребуется больше новых решений, и произойдет постепенное замещение товаров на рынке.

Меньше слов, больше дела

Конечно, всегда можно начать с простого и рассказывать на сайте при онлайн-заказе, какие ингредиенты вы используете для приготовления. Возможно, они от локальных поставщиков, а это значит, что вы сокращаете углеродный след. Здесь классно ложится идея вовлекать покупателей в различные интерактивы с помощью счетчиков и баллов системы лояльности, предлагая сокращать этот след вместе с вами.

В вопросах упаковки можно тоже нарочито делать упор на ее экологичность, предлагать сдавать ее на переработку. Есть кейсы, в которых производители рационов на день включают опцию вернуть упаковку курьеру. Такое участие клиентов вознаграждается скидками и бонусными баллами, которые они могут потратить на следующий заказ.

case image

Многие рестораны сменили тактику и больше не стараются вам всучить платно или бесплатно палочки, салфетки и т.п. А предлагают самостоятельно решать, нужны они вам или нет. Сделайте на этом акцент, предложите отказаться от ненужной посуды, а взамен используйте одну из схем программ лояльности.

В плане доставки всегда можно пересмотреть логистику с точки зрения последней мили. Например, сделать ее более экологичной с помощью электротранспорта. Это не только повысит ваш имидж, но и сократит в будущем расходы. Предлагать скидки на самовывоз или давать возможность выбирать, как будут доставлены продукты (общественный транспорт тут всегда в помощь).

Если вы готовы войти в айти

Давайте также рассмотрим масштабирование не только в разрезе b2c, но и в b2b. В этом плане огромную роль играют современные ERP-системы. С их помощью можно наладить всю цепочку от программы лояльности, управления персоналом, загрузки кухни до бесконтактного обслуживания клиентов, инструментов бэк офиса и даже, возможно, какого-то приложения. Вплоть до того, что можно разработать собственную платформу для закупки продуктов питания и превратить ее в дальнейшем в b2b маркетплейс для поставщиков (например, фермеров) и потребителей (любых заведений общепита). Это поможет вам и другим ресторанам устанавливать контакты напрямую с производителями и сокращать количество времени (и денежных средств), выделяемых на операцию.

Если вы готовы развиваться в этом направлении, мы рады проконсультировать вас на тему разработки от создания сайта или приложения для онлайн заказа до формирования целой платформы, которая будет включать в себя все направления. Некоторые наши кейсы можно посмотреть здесь. Остались вопросы? Пишите sales@dev.family.

Не хлебом едины

В заключении хотелось бы затронуть тему утилизации. Сейчас на первый план выходят стартапы, использующие данные, которые позволяют снизить количество пищевых отходов либо путем регулирования цен, либо путем создания правильных связей с продовольственными банками или потребителями.

Можно по примеру британского и французского стартапов, бороться с пищевыми отходами, давая новую жизнь непроданным продуктам/неиспользованным ингредиентам.

У нас даже была собственная идея стартапа. Суть его вот в чем: это дополнение к какому-то большому продукту — функция создание блюда из остатков. Может, помогать в заведениях вводить «блюдо дня» за какую-то фиксированную низкую цену. Гость не будет знать деталей, но ценность для него — в спасении еды от выбрасывания и в снижении финансовой нагрузки на кухню (это можно показывать с помощью какого-то значка на сайте).

case image

Эту идею можно развить и в приложение для сотрудников кухни – в тех случаях, когда они готовят еду для себя по рецептам, которые позволяют наилучшим образом утилизировать продукты.

Что еще можно внедрить?

  1. Обслуживание через окно автомобиля (Curbside Ordering = «заказ у бордюра» или интеграция с ПО автомобиля, например, у Dominos есть такая с Chevrolet).
  2. Подписки на рестораны (По ним можно получить доступ к блюдам от шеф-повара, специальным мероприятиям и другим фишкам).
  3. Предзаказ в заведении в приложении (позволит рассчитывать нагрузку на кухню, избегать очереди под окном выдачи, повысит лояльность аудитории).
  4. Использование искусственных заменителей молока, мяса, яиц, морепродуктов (для привлечения аудитории vegan).
case image
Подробнее я рассказывала в этой статье. Но если вам захочется обсудить детали, вы знаете, куда писать — sales@dev.family
Натали С.
Натали С.
CBDO

На закуску

Критика, когда она аргументированная, всегда хороша. Но гораздо лучше делиться своими мыслями и идеями о том, как вам кажется можно улучшить общепит. Если вы постоянный клиент заведений, расскажите, как вам кажется, можно сделать любимое кафе еще лучше. Если вы – представитель фудтеха, задайте вопрос, поделитесь своими болями, ведь у нас у всех общая цель – сделать наше будущее лучше, без испортившихся и выкинутых продуктов, с классной и удобной доставкой, с быстрым обслуживанием в самом заведении. Но главное — выстроить адекватную коммуникацию между теми, кто создает, и теми, кто потребляет. Ведь без нее мы все просто бьемся о стену непонимания и жалуемся везде, где только можно на отстойный сервис.

case image
Читайте также