Разработчики тоже умеют слушать: как мы проводим кастдев для заказчиков


2. Как в кастдеве участвуют аутсорс разработчики?
3. Инструменты исследования аудитории
4. Как мы улучшили внутренний продукт клиента через кастдев-интервью
5. В каких случаях вам нужен повторный кастдев?
6. А можно совсем без кастдева?
7. Почему мы так любим кастдевы?
Для чего нужен кастдев: цели, инструменты, эффекты
- Customer Discovery. Выявляем, есть ли у аудитории боль, которую стоит решать. Общаемся с реальными людьми, проверяем гипотезу;
- Customer Validation. Создаём MVP, тестируем на пользователях. Получаем фидбек, уточняем ценность и готовность платить за продукт;
- Customer Creation. Масштабируем продукт – выходим на рынок, растим аудиторию. Продолжаем собирать инсайты;
- Company Building. Формализуем процессы, растим команду. Но продолжаем опираться на голос пользователя – он остаётся ключевым источником правды.
Как в кастдеве участвуют аутсорс разработчики
- Идеальный – когда у владельца бизнеса есть возможность нанять профессиональное агентство, специалисты которого положат ему на стол красивые графики и цифры с анализом аудитории и ее потребностей;
- Реальные – когда каждый цент на счету, поэтому кастдев нужно проводить самому, но как именно – непонятно (это уже более типичный путь развития стартапа).

- Команда будет лучше понимать продукт – дизайнер продумает все пользовательские сценарии, чтобы обеспечить лучшую конверсию, а разработчики оценят потенциальную нагрузку на систему и подберут правильный стек;
- Грамотная приоритизация поможет сократить скоуп работ – вы получите быстрый go-to-market с рабочим MVP для стартапа, функции которого точно нужны пользователям;
- Сформируете бэклог задач для развития продукта – новые функции можно не придумывать с нуля, а постепенно добавлять по мере роста бизнеса.
Инструменты исследования аудитории

✅ Интервью
- Какую задачу решает продукт;
- Как её сейчас решают без него;
- Какие решения работают, а какие вызывают раздражение.
✅ Массовые опросы
✅ Проверка спроса
✅ Анализ конкурентов и рынка
✅ Прототипы
✅ Дополнительные форматы
- Интервью с отраслевыми экспертами – аналитиками, консультантами, старшими менеджерами со стороны клиента, которые хорошо понимают домен и его особенности;
- Дизайн-сессии – короткие сессии совместного проектирования продукта с клиентом;
- Полевые исследования – наблюдаем, как работает персонал на местах (в ресторанах, точках продаж и т.п.).
Как мы улучшили внутренний продукт клиента через кастдев-интервью

Запрос клиента
Глубинные интервью и опросы
Приоретизация задач
- Reach – сколько стейкхолдеров затронет улучшение;
- Impact – насколько задача улучшит качество работы и возможности платформы;
- Confidence – насколько мы уверены, что задача принесет пользу;
- Effort – сколько ресурсов потребуется на реализацию.
- Проблемы, связанные с производительностью, стабильностью работы и багами – то, что мешает сотрудникам в повседневной работе и требует срочного внимания.
- Улучшения текущего функционала – доработки интерфейса, удобства работы с задачами, мобильной версией и другими базовыми вещами.
- Идеи по развитию – от автоматизации и интеграций до уникальных «фишек» для каждого отдела.
Что изменилось
«Но мы же все предусмотрели?!»: в каких случаях вам нужен повторный кастдев
Где расходятся ожидания и практика
- Проведение фокус-групп при участии сотрудников Upjet, по результатам которых мы оптимизировали функционал и смогли выстроить внутренние процессы так, чтобы они закрывали потребности всех участников проекта;
- Продуктовый подход нашей команды – еще на старте было понятно, что инструмент будет состоять из множества компонентов, поэтому дизайнер сразу создала дизайн-систему из трех уровней и библиотеку компонентов, благодаря которой разработчики могли быстро дорабатывать продукт даже при существенных изменениях интерфейса.
Пользовательский сценарий vs. рабочий регламент

А можно совсем без кастдева?
Когда аудитория уже лояльна

Когда команда уже запускала похожие продукты
- Нужны способы оптимизации – просчитываем на старте необходимое количество приборов на основании заказанных блюд;
- Необходимо лучше управлять стоимостью доставки – добавляем динамический расчет и организуем апсейл через функцию «Быстрая доставка»;
- Хотим масштабироваться в новых локациях – внедряем функцию «Хочу Sizl тут», с помощью которой пользователи могут отмечать на карте районы городах, где хотели бы открыть станцию дарк-китчена.

Почему мы так любим кастдевы
- Участвует ли команда в обсуждении проблем?
- Понимает ли, для кого и зачем создаётся функциональность?
- Просто делает, как вы ей сказали?